Роль IT-технологий в социокультурной и образовательной среде развития обучающегося сельской школы

Паспорт Проекта

Название Проекта

Роль IT-технологий в социокультурной и образовательной среде развития обучающихся сельской школы

Обоснование для разработки Проекта

O     Проблема: В настоящее время имеется ощутимая проблема пользования Интернет ресурсов и IT-технологий  учащимися только в развлекательных целях и для общения в социальных сетях.  Внедрение механизмов правильного использования Интернет ресурсов приводит к повышению мотивации сельского ребенка в обучении и интереса к наукам.

O     Актуальность: В наше время Интернет – это источник информации различного характера: неформального общения, способ найти друзей по интересам, развитие познавательного навыка, образовательного, новостного и развлекательного содержания.

O     Гипотеза: Если использовать грамотно IT -  технологии в образовательной деятельности, то гарантируется успешное развитие личности сельского школьника.

O     Новизна: Открытие IT-класса в сельской школе

Нормативно-правовая  база Проекта

1.    Закон Российской Федерации «Об образовании»

2.    «Национальная доктрина образования в РФ»

3.    «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

4.    «Концепция модернизации Российского  образования»

5.    Нормы  СанПиНа;

6.    Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009г);

7.    Основная образовательная программа МБОУ «Диринской средней общеобразовательной школы «АГРО»

8.    Инновационный проект МБОУ «Диринской средней общеобразовательной школы «АГРО» «Бизнес 9ДС (КК)»

 

Цель Проекта

Выявить оптимальные, эффективные технологии, механизмы и системы применения IT – технологий в обучении образовательных программ в сельской школе.

Задачи Проекта

1.    Разработать технологию внедрения IT-технологий в обучении в общеобразовательной школе.

2.    Разработать и апробировать механизмы осуществления IT-технологий в образовательном процессе.

3.    Применить образовательные IT-технологии в процессе обучения в сельской школе.

4.    Разработать нормативно-правовые документы регулирующие деятельность проекта.

Сроки реализации Проекта:

1. Подготовительный этап – 2017-2018 г.  

2. Основной  этап  2018 – 2020 г.

3. Заключительный  этап – май 2020 г.                 

Разработчики  Проекта

Шапова А.А., учитель английского языка, Лыткина Н.П., учитель английского языка, Попова А.Т.. учитель физики,  Митина М.П., учитель математики, Иванова Л.П., учитель начальных классов.

Участники Проекта

Администрация, социально-психологическая служба,  педагогический коллектив, обучающиеся, родители, законные представители (как основные заказчики качества образования) МБОУ «Диринская СОШ «АГРО» им. И.Е. Федосеева - Доосо»

 

Ожидаемые результаты Проекта

Формирование и развитие компетентности у обучающихся сельской школы  в области использования IT-технологий, создание в школе оптимальных условий для развития талантливых и одаренных детей;

Обучающиеся смогут:

ü  целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ;

ü  выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

ü  выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

ü  использовать IT-технологии для решения информационных и коммуникационных  учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и т.д.

ü  использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

ü  создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Показатели эффективности проекта

ü  Повышение качества обучения и учебной мотивации;

ü  Повышение информационно-коммуникационной компетенции учителей и обучающихся.

ü  Рост количества обучающихся, стремящихся к активному участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях, в том числе проводимых в Интернет – формах, к  самостоятельным исследованиям (по предметам)

ü  Рост количества обучающихся, использующих компьютерные программы для дополнительного образования;

ü  Рост количества обучающихся, участвующих в дистанционных формах обучения;

Перспективность идеи проекта

У обучающихся появится возможность не тратить свое время впустую, а развиваться и обогащать свой внутренний мир, зная как правильно пользоваться IT-технологиями

Воспитание будущих IT-специалистов

Оказание платных услуг на базе IT-класса

 

Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект

Еще полтора десятилетия назад мы даже не предполагали, что Интернет, став общедоступной для всех возрастных категорий, превратится в проблему, которая затронет образовательные учреждения.

Мы живем в постоянно меняющемся мире. Развивается наука, совершенствуются техника и IT-технологии, вокруг постоянно происходит множество самых разных событий. В результате лавинообразно растет количество вырабатываемой, передаваемой и получаемой информации. Для того чтобы принимать оперативные решения, быть в курсе меняющейся информации, людям необходимы средства связи. Для этого были придуманы радио, телевидение, телефон, Интернет. Сегодня почти у каждого сельского школьника есть различные гаджеты: мобильные телефоны, планшеты, смартфоны и .т.д., поддерживающие  соединение с Интернетом.

Интернет представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо. Однако бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов, но не всегда хорошо структурированной и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет большими темпами. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использования информационных научно-образовательных ресурсов. Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Это противоречит целям образования и воспитания молодежи.

В России, по официальным данным, число несовершеннолетних пользователей Интернета колеблется от 8 до 12 миллионов человек, в нашей школе 85% детей являются пользователями всемирной паутины. На страницах продвинутых журналов, да и непосредственно в сети Интернет, все чаще стали появляться сообщения о вреде, который оказывает всемирная паутина на развитие современных детей. Помимо вредного воздействия мобильной связи на здоровье детей, сотовые телефоны непосредственно снижают качество школьных занятий, в значительной степени поглощая всё внимание учащихся. А все потому что, в настоящее время большинство детей используют Интернет ресурсы и IT-технологии только в развлекательных целях и для общения в социальных сетях.

Как же следует сегодня нам, школьным учителям, решать подобные проблемы такого характера? Оградить ребенка от современных технологических новинок — это неправильное решение. Но и слишком дать увлекаться ими тоже неправильно. Нужно найти «золотую середину» — польза от IT-технологий должна, как минимум, перекрывать вред, который он может нанести. Внедрение механизмов эффективного использования Интернет ресурсов приводит к повышению мотивации сельского ребенка в обучении и наукам, а также позволит обеспечить высокий уровень доступности образования и одновременно повысить его качество.

 

 

                                                       Дорожная карта Проекта

«Роль IT-технологий в социокультурной и образовательной среде развития обучающихся сельской школы»

 

1.      Разработка технологии внедрения IT - технологий в обучении в общеобразовательной школе.

Шаги реализации

Сроки

Наименование мероприятия

Ожидаемый результат

Финансовое обеспечение

1.    Изучение компетентностей обучающихся в области IT-технологий

2017-2018 у.г.

1. Анкетирование, тестирование обучающихся и их родителей

Выявление  субъектного опыта ребенка и желания, необходимости у обучающихся и их родителей формирования  умения правильно пользоваться новыми технологиями (обогащение субъектного опыта)

 

2.    Открытие IT-класса

2017-2018 у.г.

1.     Подготовка помещения, отвечающего всем требованиям СанПин.

2.     Оснащение кабинета техническими средствами обучения: ноутбуки, планшеты, плазменный телевизор с тач-скрином, который также выполняет функции интерактивной доски 

3.     Составление  графика работы класса

Возможность реализации проекта

КОСГУ КБК  310-6302 увеличение стоимости основных средств «Приобретение кабинетов», грант

3.     Профессиональная подготовка  в области IT-технологий

2017-2018 у.г.

1. Повышение квалификации: семинары, вебинары, курсы повышения квалификации, стажировки в лучших школах республики, России.

2. Самообразование: работа над  методической темой по предмету

- Осуществление своей деятельности на высоком профессиональном уровне.

- Совершенствование теоретических знаний и педагогического мастерства

КОСГУ КБК 226-6302 «Повышение квалификации педагогических работников по профилю их деятельности »

4. Определение этапов введения  IT-технологий в образовательный процесс: планирование педагогической деятельности

2017-2018 у.г.

1. Разработка рабочих программ с учетом возрастных особенностей и здоровья обучающихся

2. Планирование  уроков, внеурочных занятий, классных часов, элективных курсов, консультаций с применением  информационных технологий

3. Планирование родительских собраний,  педвсеобучей

4. Определение методики  и формы обучения, ориентированных на развитие личности сельского ученика.

Четкие представления о том уровне,  на котором находятся обучающиеся сельской школы к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода

 

 

2. Разработка и апробация механизмов осуществления IT - технологий в образовательном процессе.

Шаги реализации

Срок

Наименование мероприятия

Форма работы

Ожидаемый результат

Финансовое обеспечение

1.    Отработка теоретических вопросов

2017-2018 гг.

- Педсоветы

-Методические семинары

-Заседания методических объединений

Изучение и анализ новых тенденций развития  информационных технологий в области образования, новых педтехнологий, форм и методов организации образовательного процесса

- Повышение уровня научно-теоретической,  методической подготовки учителей- предметников

- Расширение научно- теоретических и психолого-педагогических знаний педагогов

 

2.     Отработка  практических умений и навыков по применению IT-технологий в образовательном процессе

2017-2018 гг.

- Практические семинары

- Индивидуальная работа педагога

- Изучение и анализ информационно-образовательных  Интернет - ресурсов;

- Работа на различных программных обеспечениях, приложениях;

- Создание обучающих, развивающих игр, онлайн тестов, видеоуроков, олимпиад, конкурсов, и .т.д.

- Создание информационного образовательного пространства учителей

- Развитие творческих способностей педагогов

КОСГУ КБК  226-6302 «Повышение квалификации педагогических работников по профилю их деятельности », грант

3.    Первичная апробация в педагогической практике

2017-2018 гг.

- Пробные уроки, занятия (в рамках методического объединения)

- Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися

- Заседания творческих групп учителей

-  Изучение эффективных форм, методов  обучения и воспитания обучающегося сельской школы

- Выявление эффективных приемов работы с  обучающимися

- Развитие профессиональных умений учителей по методике преподавания учебных предметов

КОСГУ КБК  221-6302  «Предоставление услуги связи и Интернет»

4. Анализ проблем

2017-2018 гг.

- Заседания методических объединений

- Заседания  творческих групп учителей

Анализ проблем и внесение предложений  по организации учебной деятельности и воспитания обучающегося

Развитие аналитических умений учителей

 

 

 

 

3. Внедрение системы введения IT - технологии в обучении образовательных программ в сельской школе.

Шаги реализации

Сроки реализации

Наименование мероприятия

Ожидаемый результат

Финансовое обеспечение

1. Апробация моделей, форм и методов обучения с использованием современных IT-технологий через урочную и внеурочную деятельность

2018-2020 гг.

- Обучение с применением образовательных сайтов и порталов, приложений а также разработанных педагогом обучающих средств: обучающие, развивающие игры, онлайн тесты, видеоуроки, олимпиады, конкурсы, тематические ссылки на сайты и конкретные учебные материалы и т.д.

- Дистанционное обучение: Online-занятия, консультации через Skype

- Применение облачных технологий и социальных сетей: выполнение любого вида задания (проект, документ и т.д.), обеспечение взрослыми безопасности детей в Интернете, общения по интересам, обмен файлами и т.д.

- Профориентация: онлайн-беседы, видеоконференции со студентами, преподавателями учебных заведений.

- Шефство с другими ОУ: например,  Алтан-Дирин-Бютейдях

- Фундаментальность общеобразовательной  подготовки, повышение мотивации обучения, умение ориентироваться  по многочисленным ресурсам.

- (Одна из проблем в сельских школах - нехватка учителей. Частично решает эту проблему использование сети Интернет) Индивидуальный подход, ликвидация пробелов, успешная подготовка  к сдаче ОГЭ, ЕГЭ.

- Развитие коммуникативных способностей, информационной культуры у обучающегося

- Целенаправленный поиск и использование информационных ресурсов, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ;

КОСГУ КБК  221-6302  «Предоставление услуги связи и Интернет»

2.    Работа по здоровьесбережению

2018-2020 гг.

1.   Лекции, беседы медработника с обучающимися, педагогами и родителями

2.   Лекции, беседы специалиста по охране труда с обучающимися, педагогами и родителями

Формирование бережного отношения к своему здоровью

 

3.    Работа с родителями, законными представителями

2018-2020 гг.

Проведение родительских собраний, педвсеобучей и мастер-классов

- Формирование этических и правовых норм по использованию информации.

- Защита ребенка от нежелательного контента в Интернете.

 

4.    Работа с ведущими специалистами в области IT-технологий

2018-2020 гг.

Выездные курсы ведущих специалистов улуса, республики, регионов России и бизнесменов  в области IT-технологий  для обучающихся, учителей и родителей

- Повышение учебной мотивации, развитие уровня информационной  компетентности у обучающихся.

- Возможность для определения будущей профессии ребенка.

КОСГУ КБК  226-6302 «Повышение квалификации педагогических работников по профилю их деятельности », грант

5.    Распространение опыта учителей, учащихся и родителей

2019-2020 гг.

- Участие на семинарах, открытых уроках, конференциях

- Проведение семинаров, курсов, мастер-классов

- Повышение профессионального уровня учителей

- Развитие творческих, коммуникативных способностей  учащихся и родителей

- Самореализация личности

 

 

6.    Анализ проблем, достигнутых результатов, определение перспектив

2020 г.

- Заседания методических объединений;

- Заседаниях творческих групп учителей;

- Новые предложения, идеи, ориентиры для развития личности обучающегося сельской школы.